Главная » КУЛЬТУРА » Никита С. Митрохин: «Нужно иметь мужество, чтобы сохранять оптимизм в наше время …»

Никита С. Митрохин: «Нужно иметь мужество, чтобы сохранять оптимизм в наше время …»

Никита Сергеевич Митрохин — ведущий эксперт в области литературной критики, создатель Краткой литературной энциклопедии и владелец Национального агентства по печати и СМИ «Русский литературный центр». В 2016 году портал Линкельдин признал его лучшим литературным агентом в России. Главный редактор «Русского времени» Борис Абросимов пригласил Никиту С. Митрохина к себе в гости, чтобы узнать о работе литературного агента.

Мы договорились о трех интервью на различные тематики. Первая из тем — «О литературной работе». Приятного прочтения!

 

 

О литературной работе

Первое интервью накануне выхода своего собственного именного альманаха «NISERMI» Никита давал практически на ходу в промежутке между встречами с издателями, сразу предложил в интервью использовать «ты» и поделился воспоминаниями о своей собственной работе журналистом.

 

Никита, из журналистики ты ушел фактически после вручения тебе премии от «Справедливой России» за лучшую публицистику. Почему решил сменить профессию?

 

Н.М.: Ушел из журналистики — это слишком резко, скорее перестал работать репортером. И это действительно произошло в 2016 году, аккурат после вручения премии. Но, этот уход был обусловлен рядом причин от меня не зависящих. Журналистика обслуживает интересы общества. Общество в России с 2014 года стало резко делиться на закоренелых «путинцев» и «левых». Я же оставался где-то посередине. Мне многое нравится в курсе Путина, но и долю здравого смысла я вижу в заявлениях «левых» сил. Те СМИ, которые занимали нейтральную позицию постепенно закрывались или меняли формат. Я не видел смысла писать на те темы, которые мне были неинтересны и, поэтому, было решено уйти в развлекательную и образовательную сферы, коими я считаю литературу и публицистику.

 

Многие боятся начинать бизнес, так как всегда есть риск прогореть. Тебе легко удался уход в «частный» сектор?

 

Н.М.: Думаю, он дается легко только талантливым детям и женам чиновников, которые «открывают» фирмы, а потом получают госконтракты. Заниматься предпринимательством, а тем более в книжной сфере — это постоянная необходимость держаться на равных с очень разными игроками книжного бизнеса.

Но, сейчас мы продаем авторские права некоторых писателей из «Эксмо» и других крупных компаний за рубеж, у нас есть собственная книжная линейка, на которую присутствует спрос, есть IT-разработки, которые востребованы культурной сферой…

 

Так легко или нет?

 

Н.М.: Два года работы либо «в минус», либо «в ноль», на третий год выход в небольшой плюс. Это не самые плохие показатели для бизнеса в России. Конечно, нужно иметь мужество, чтобы сохранять оптимизм в наше время. Поверь, если бы я хотел открыть бизнес исключительно ради денег, то я бы лучше открыл сеть ларьков с шаурмой. Но мне интересна литературная работа и интересно формировать культуру работы современного писателя, как это происходит, например, в США.

 

Никита Митрохин с 2012 по 2016 годы вел литературный проект «Бумажный ранет», который перерос потом в целую литературную студию. Удалось узнать у него, как у одного из ведущих литагентов страны, какие ошибки современных литераторов, по его мнению, больше всего мешают развиваться писательству в России.

 

Когда ты первый раз понял, что, мол, вот, теперь ты настоящий литературный агент?

 

Н.М.: На самом деле, это было за год до появления Русского литературного центра. Поездив по России и СНГ, почитав работы конкурсантов, что подавали заявки в «Бумажный ранет» я стал заниматься продвижением творчества некоторых авторов. И вот, в 2014 году я свел Андрея Федорова с «Пионерской правдой», в результате у него была серия публикаций. А потом вышла его книга «Хохуля». Далее я также свел Наталью Осипову с «Пионеркой». Потом был Валерий Петровский, который при моем косвенном участии издал книгу в Лос-Анджелесе. Насколько я помню, был и ты на старте, Борис! Когда мне удалось договориться с немецким издательством Oldenburg о вашей встрече, а после этого с тобой заключили договор, я был искренне счастлив этой маленькой победе.

 

Тогда, до появления Русского литцентра, ты шутил, что ты «сваха» и сводишь писателей с издателями. Такой взгляд на профессию сохранился к 2018 году?

 

Н.М.: Увы, но нет. Когда открылся Русский литературный центр, началась массовая работа. Я считаю, что стать писателем, это как стать певцом, актрисой или гимнастом — для этого нужно вкладывать в себя силы, время и деньги. Казалось бы, что это очевидно. Но, не для всех. Когда я открыто заявлял об этом на старте, мы сталкивались с не пониманием от некоторых людей, работать с которыми мы бы и не стали никогда при ближайшем рассмотрении. В результате, эти люди уже несколько лет активно поливают меня грязью. До какой-то поры меня это недопонимание огорчало, а потом мне стало все равно: я иду своей дорогой и формирую книжный рынок, а они своей… козьей тропой. Всем по флагу в руки — и мне, и им.

 

Я знаю, что один из негативных отзывов привел к судебному разбирательству…

 

Н.М.: Да, было дело. Но там не автор виноват. Масло в огонь подливали конкурирующие организации. Только представь: они шлепают книги авторов за деньги, а тут мы: то портал Краткой литературной энциклопедии запустим, то Книжный тендер авторских прав, то соберем издателей на одном мероприятии и начнем их с авторами знакомить. Ну, как же конкуренты в стороне стоять могут? Качественно вырасти мои оппоненты не желали, а потому подговорили одного автора подать на меня в суд за невыполнение обязательств. Этот автор даже отзывы в интернете строчил, о чем в суде и заявил. Ну, в результате мы доказали в суде свою невиновность, а автору выдвинули встречный иск за препятствие в предпринимательской деятельности, клевету и оскорбление чести и достоинства. Этого человека в результате отправили на исправительные работы, вроде еще и обязали выплатить мне 200 тысяч рублей. Денег я с автора не требую, мне его искренне жаль, и я понимаю, что он сам стал жертвой подстрекательства.

 

А какие сейчас возникают претензии от авторов?

 

Н.М.: Претензий не так уж и много. Но, после выхода книги «Литературный фонд», куда вошло 267 имен, их прибавилось. Некоторые не пришли на презентацию и заказали доставку книги. Была куча претензий, что им эту книги не доставляют бесплатно, и что слишком долго мы эти книги не отправляем им. Для меня это удивительно: людей бесплатно опубликовали в редком, историческом издании, повторюсь – опубликовали бесплатно, а они предъявляют претензии. Как известно, большинство редакций вообще никому ничего не высылает — хочешь книгу, так сам за ней и приезжай. Но, я просто самых «злостных» скандалистов сказал сотрудникам брать на карандаш и более с ними не работать, а также не рекомендовать другим, так как существуют определенные списки у издателей, которыми мы обмениваемся — имена тех авторов, с кем не стоит сотрудничать…

Единая система скоринга?

Н.М.: И она в том числе. Но, в целом, я считаю, что это недопонимание. Думаю, до конца июня все получат свои книги и угомонятся. Осадочек от некоторых из авторов, безусловно, останется и аукнется. Тут уж ничего не поделаешь. Хотя… Вроде у нас на сайте указано, что отправка книг занимает до 90 календарных дней с момента оплаты. Так что, претензии мне не понятны, мы же литературное агентство, а не служба доставки.

 

Не получится ли так, что ты в результате предпочтешь закрыть отдел по доставке вовсе?

 

Н.М.: Пока что это полностью убыточный отдел в Русском литературном центре. Но, мы работаем со всем миром. Его закрытие просто недопустимо! Нужно просто расти, улучшаться. Когда спрос на доставку будет регулярным, мы расширим штат и улучшим работу. Вот и все. Возможно, придется параллельно запустить торговлю по каталогу, который еще предстоит создать и проработать. Я думаю это реализовать до 2020 года.

Хорошо, а что на счет «NISERMI»? Говорят, это будет твой именной альманах…

 

Н.М.: В 2018 году я стал Вторым представителем Фонда развития литературы им. А.М. Горького в России. В мои задачи входит поиск и отслеживание писателей, которых я буду рекомендовать для финансовой поддержки Фонду. Также, на каждой встрече с издателями я слышу вопросы, наподобие: «Кого посоветуешь?». Вот и было принято решение об издании журнала, за качество которого я отвечаю своим именем. НиСерМи, то есть Никита Сергеевич Митрохин.

 

А какие проекты собираешься реализовывать помимо альманаха?

 

Н.М.: Есть определенные идеи. Все раскрыть не могу, но о кое-чем расскажу. Мы обзавелись собственной штаб-квартирой в Московской области. Она большая. Есть предложения запустить собственный радио-канал и YouTube-канал в интернете. Я рассматриваю эти предложения, но пока что нет реальных кандидатур, которым бы я доверил такое. А у самого времени просто не хватит. Так что, плавно подыскиваю себе еще сотрудников. Нужно развивать штат. Это даст больше возможностей сделать писательскую работу настоящей профессией. Но, и сейчас мы уже многого достигли в этом направлении: рассылаем вакансии авторам, даем им возможность заключить договора с издательствами, ездим на международные выставки-ярмарки и продаем изданные книги. Все получится. Главное, это терпение и понимание — зачем вообще идет вся эта работа.